Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына

Термин «возвращённая литература» возник примерно 25 лет назад. С 1985 года – времени перестройки наша литература, тогда еще советская, получила возможность открыть, опубликовать «замалчиваемые» ранее имена писателей и поэтов.
Имя Александра Исаевича Солженицына тоже может быть отнесено к именам писателей и поэтов «возвращённой литературы».
Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

Александр Исаевич родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Солженицын вошел в литературу под ошибочным отчеством "Исаевич". Настоящее отчество Александра Солженицына — Исаакиевич. Отец – Исаакий Ефимович Солженицын, офицер, участник похода в Восточную Пруссию в 1914 году, сын богатого крестьянина, имевшего хутор с хозяйством в ставропольской степи. Получил университетское образование. Умер в 1918 году, за шесть месяцев до рождения сына в результате несчастного случая на охоте.
В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону. Мать – Таисия Захаровна Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани, прожила до 49 лет, до 1944 года.
С 1926 по 1936год Александр учился в школе, жили в бедности. Здесь их застала Великая Отечественная война, трагедия эвакуации с бомбёжками, туберкулёзом и голодом. Среди тревог за сына мать не узнала главной – через полгода после её смерти он был арестован, и у него началась совсем иная жизнь.
Мать сумела дать сыну хорошее образование (сама работала стенографисткой и посещала одновременно курсы английской стенографии, чтобы получать более высокую зарплату). В результате Солженицын успешно закончил среднюю школу. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 19 лет задумал «большой роман о революции» 1917 года.
В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. В университете учился на "отлично" и получил сталинскую стипендию. Учась в университете Солженицын продолжал писать стихи. Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.
Привлекала Солженицына и театральная среда, причем настолько, что летом 1938 года он пошел сдавать экзамены в московскую театральную студию Ю. А. Завадского, но провалился.
Из детских и юношеских друзей остались у него Кирилл Симонян – впоследствии крупный врач, Николай Виткевич, Лидия Ежерец и будущая жена писателя – Наталья Решетовская. Поженились они 27 апреля 1940 года. Но все было прервано начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1941 году Солженицын оставил свои занятия математикой и физикой и учёбу в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) и ушёл на фронт. Сначала был конюхом и ездовым в гужтранспортном батальоне. Эта работа выглядела как насмешка над преуспевающим математиком: надо было чистить от навоза конюшни. Война все расставила по местам.
В 1942 году в феврале «лошадиная» рота была оставлена, и Солженицын оказался на артиллерийских курсах в Костроме. Далее в звании лейтенанта попал в группу разведки в Саранске. В январе 1945года совершает подвиг – выводит свою батарею из окружения. За годы войны награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды. Позднее получил ещё медаль за взятие Кёнигсберга и другие награды.
9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина. Военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературыПосле ареста — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы. С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан). Находясь в заключении, Солженицын разработал способ запоминания текстов при помощи четок. На одной из пересылок он увидел, как католики-литовцы делают четки из размоченного хлеба, окрашенного жженой резиной, зубным порошком или стрептоцидом в черный, красный и белый цвета. Перебирая костяшки четок, Солженицын повторял стихи и отрывки прозы. Так запоминание шло быстрее.
С 1953 г. Солженицын — «вечный ссыльнопоселенец» он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой.
В 1956 году — реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой.
Через год он переехал в Рязань, где работал учителем математики, физики и астрономии. Он ведет уроки умно и живо, и дети платят ему любовью, дают ласковое прозвище – Исаич. Денег в то время не хватало, но Солженицын отказывается от более денежного места завуча ради продолжения главного – любимого литературного труда. В 1989 году в интервью американскому журналу «Таймс» Солженицын сказал, что уже «в девять лет думал, что стану писателем, хотя и не знал, о чём буду писать». Солженицын всегда был требователен к себе, а потому, казалось, что и с остальными несколько грубоват.
Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, которые пророчили смерть через три недели, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли - повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.
После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе- «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» (Солженицын становится третьим русским писателем, получившим Нобелевскую премию: первый – Иван Алексеевич Бунин, второй – Борис Леонидович Пастернак). Один из членов Шведской академии отметил по этому поводу в своей речи: «Где бы, по какой бы причине человеческому достоинству не угрожали, творчество Солженицына является не только обвинением гонителей свободы, но и предупреждением: подобными действиями они наносят урон «прежде всего самим себе».
Параллельно происходят изменения в личной жизни – развод с Натальей Решетовской и брак с Натальей Светловой, ставшей впоследствии Солженицыной. С ней писатель прожил до конца своих дней.
В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был был обвинён в измене Родине и выслан из СССР. Его посадили в самолет и переправили в Германию. Спустя шестнадцать лет был восстановлен в советском гражданстве и удостоен Государственной премии РСФСР за тот же «Архипелаг ГУЛАГ».

До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. 20 лет проживал в Америке вместе с женой и сыновьями, мечтал вернуться на родину, но момент возвращения связывал только с опубликованием его произведений.
Это случилось 27 мая 1994 года. Перед отлетом в Россию на вопрос «Почему Вы возвращаетесь в Россию?» Солженицын сказал: «Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду». С триумфом писатель проехал всю страну, от Владивостока до Москвы, везде его ждали восторженные поклонники, почитатели его таланта и простые граждане России, потому что каждый хотел встретиться с «человеком-преданием, человеком-легендой», как назвала Солженицына Лидия Чуковская.
К сожалению, в нашей стране часто случается то, что произошло и с популярнейшим писателем. Имя Солженицына пытались использовать разнонаправленные политические силы, что вызывало недовольство у простого народа и не только в адрес таких сил, но и в адрес самого писателя. Кроме того, Солженицыну дали эфир, бесплатный и «первый», а он вместо восхваления властей начал выступать с немодными мыслями – о жертвенности, о самоограничении и покаянии. С каждым разом время выступлений уменьшалось и, наконец, Солженицын был лишён эфира вообще. Он уединился в своём доме и стал работать как и прежде. Не всем по вкусу пришлись публицистические выступления нобелевского лауреата, потому что говорил он правду, потому что всю жизнь ратовал за правду. «Жить не по лжи!» - вот девиз писателя. Так, он считал, должен жить каждый, а иначе мы достойны участи тех, кто изображён в пушкинских строчках:
К чему стадам дары свободы?
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками и бич.
Позднее А.И.Солженицын был избран академиком Российской Академии наук и награждён золотой медалью имени Ломоносова.
В 1998 году его представили к ордену Святого апостола Андрея Первозванного.
В 1998-м году был награждён высшим орденом России, но отказался от него с формулировкой: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
"Все его книги не просто там о лагере или о лагерной системе — они о том, как человек встречает экстремальную ситуацию, будь то война, лагерь, смертельная болезнь. Как люди реагируют, и что помогает тем, которых эти обстоятельства не расплющивают", — говорит Наталия Солженицына. президент русского общественного фонда Александра Солженицына
"Он написал труд "Как обустроить Россию". И все смеялись: что он в своем Вермонте знает о России, что он может знать о нас. А он знал все", — говорит Народный артист России, кинорежиссёр Станислав Говорухин.

Он еще не прочитан, не перечитан, не изучен — еще столько осталось неизданного. Пророческие слова на века — "Мы должны строить Россию нравственную — или уж никакую…".
Обратимся к Нобелевской лекции (1972), в которой он размышляет о роли и месте писателя в современном мире и судьбах России и всего мира, всей цивилизации. Слова, сказанные более сорока лет назад, звучат так, как будто он произносит их сегодня, сейчас:
«Оказался наш ХХ век жесточе предыдущих, и первой его половиной не кончилось всё страшное в нём. Те же старые пещерные чувства – жадность, зависть, необузданность, взаимное недоброжелательство, … рвут и разрывают наш мир… Торжествует даже не просто грубая сила, но её трубное оправдание: заливает мир наглая уверенность, что сила может всё, а правда – ничего…
И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть э т о приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня.
Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, - но выйти на бой!»
В 1995 году вышла в свет книга «Русский вопрос» к концу ХХ века», где Александр Солженицын высказал следующие мысли:
«И вот, мы докатились до Великой Русской Катастрофы 90-х годов ХХ века. За столетие многое впиталось сюда, - Девятьсот Семнадцатый год, …и миллионы, уложенные без бережи на войне, так что в редкую русскую деревню вернулись мужчины, - и нынешний по народу «удар Долларом», в ореоле ликующих, хохочущих нуворишей и воров».
«Но из многочисленных писем из русской провинции, с просторов России, я … узнаю рассеянных по этим просторам духовно здоровых людей… Надежда – именно и только на это здоровое ядро живых людей. Может быть, они, возрастая, взаимовлияя, соединяя усилия, - постепенно оздоровят нашу нацию».
Как и всякий человек, Солженицын не всегда прав, но как редкий человек всегда говорит то, что думает. Его нотации духовного мессии плюс далеко не самый простой стиль изложения многих изрядно раздражают, однако, за каждым словом этого ворчливого учителя - зануды не только собственные идеи-самородки, но и богатейший опыт многих поколений русских интеллектуалов, доскональное знание (и осмысление) отечественной истории. Так что не стоит обращать внимание на скорлупу - зерно здесь куда важнее. Наконец, даже там, где ты с Солженицыным не соглашаешься категорически, его мысль все равно детонирует, вызывая в голове цепную реакцию размышлений. Уже польза. Особенно в наш век литературы, которая не утоляет ни интеллектуального ни нравственного голода.
Закончить выступление хочется словами Александра Исаевича: «Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только боль ее я слышу, только о ней пишу».



Россия готовится достойно отметить 100-летие Александра Исаевича Солженицына в 2018 году. В наши дни хотелось бы вспомнить о нём, об этом великом и замечательном Человеке – русском, глубоко верующем в Слово, Правду и Справедливость, в Труд до последних сил и в Добро на Земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий